Позвоните нам 8 800 2501 220 бесплатно по России

Владимир Болотин: «Наш ежедневный труд в круглосуточном режиме направлен на обеспечение надежного электроснабжения потребителей» (Коммерсант-Урал)

31 октября 2018

Главный инженер крупнейшей электросетевой компании Владимир Болотин рассказал о ходе подготовки к ОЗП и приоритетах работы технического блока МРСК Урала.

- Владимир Анатольевич, насколько энергетики МРСК Урала готовы к прохождению осенне-зимнего максимума, который, по сути, уже стартовал на Урале и в Прикамье?
- Осенне-зимний период - наиболее ответственное время для энергетиков, и подготовка к нему проходит через весь производственный календарь. Работа ведется фактически на протяжении всего года. На сегодня весь объем подготовительных работ к предстоящему максимуму нагрузок завершен. Наши специалисты провели все организационно-технические мероприятия, необходимые для стабильной и надежной работы распределительного электросетевого комплекса.

Работа была проделана значительная. В текущем году в рамках ремонтной кампании специалисты МРСК Урала отремонтировали около 4,6 тыс. км линий электропередачи 35-110 кВ, произвели расчистку и расширение почти 10 тыс. га трасс воздушных линий, отремонтировали более 3,6 тыс. единиц коммутационного оборудования. На подготовку электросетевой инфраструктуры - техническое обслуживание и ремонт - МРСК Урала в 2018 году направила более 3,1 млрд руб., из которых более 1,8 млрд руб. - это объем ремонтной программы, включая объемы ремонтов оборудования Екатеринбургской электросетевой компании.

Значительное внимание уделяется и техническому перевооружению, а также реконструкции существующего оборудования электросетевого комплекса. Объем средств на эти цели увеличивается год от года. В 2016 году компания направила из общего объема инвестиционной программы порядка 52% на модернизацию оборудования. В 2017 году речь идет уже о более 60% инвестиционной программы, объем которой несеквестирован и находится на уровне 7 млрд руб. В 2018 году объемы инвестиций, направленных на реконструкцию, были аналогичными.


- С каким арсеналом встречают осенне-зимний период специалисты компании?
- Электросетевой комплекс - сложная функциональная система. Естественно, технологические нарушения случаются. Весь вопрос в том, насколько персонал готов к оперативному устранению тех или иных нештатных ситуаций, на каком уровне осуществляется техническое обслуживание и ремонт. И вот тут возникает вопрос технической оснащенности и подготовки наших специалистов. На сегодня готовность персонала МРСК Урала в полной мере подтверждена успешно проведенными тренировками и учениями. В преддверии зимы мы уделяли самое серьезное внимание и созданию аварийного резерва материалов и оборудования. Парк спецтехники МРСК Урала пополнился новым транспортом для оперативно-ремонтных бригад и спецтехникой. Эта работа идет ежегодно в рамках существующих финансовых возможностей компании.

- Что сделано для увеличения надежности и бесперебойной работы электросетевого комплекса Урала и Прикамья в период зимнего максимума нагрузок?
- Если измерить надежность реальными цифрами, то одним из важнейших параметров является сокращение количества технологических нарушений, которые происходят в электросетевом хозяйстве. Этот показатель нам удается держать под контролем. Если рассматривать работу прошлых лет, видно, что за период 2016-2017 годов количество инцидентов в электросетевом комплексе МРСК Урала снизилось на несколько процентов. Повлиял ряд факторов: особое внимание проблемным участкам линий электропередачи, более четкое планирование программ технической эксплуатации и ремонтов, тщательная диагностика и расследование самих инцидентов.

Мы ставим перед собой задачу, чтобы технологические нарушения не имели тяжелых последствий, не ставили под угрозу энергоснабжение потребителей и социальных объектов в период холодов. Уже сейчас в подразделениях приведен в готовность парк мобильных резервных источников электроснабжения, мобилизованы аварийно-восстановительные бригады. Мы добились того, что средняя длительность перерыва электроснабжения потребителей в последние три года составляет чуть более двух часов.

Конечно, речь идет о средних показателях, и многое зависит от сложности технологического нарушения, его причин, так как статистика показывает, что достаточно серьезную долю занимают инциденты, причиной которых являются события на сетях иных собственников либо внешние воздействия.

Если говорить о методике оценки готовности субъектов энергетики к зиме, то с учетом новых условий проверки Минэнерго РФ готовности предприятий к работе к зиме сегодня везде осуществляется ежемесячный расчет индекса готовности. Это новая методика проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденная приказом федерального ведомства в 2017 году. По состоянию на текущую дату, расчетный индекс готовности МРСК Урала соответствует нормативному значению, что подтверждает выполнение всех организационно-технических мероприятий, связанных с подготовкой к ОЗП, и фактическое состояние электросетевого оборудования как работоспособного.

- Какие первостепенные задачи стоят перед коллективом во время ОЗП?
- Мы, безусловно, учитываем итоги предыдущего осенне-зимнего периода. Но сейчас предугадать, какие погодные сюрпризы нам подготовит приближающая зима, на сто процентов невозможно. Поэтому, прежде всего, готовим персонал. В последние годы на территории Урала и Прикамья все чаще проявляются нехарактерные погодные условия. Штормовые ветра, снегопады, аномальные перепады температур. Накануне периода максимума нагрузок во всех производственных отделениях МРСК Урала проведены противоаварийные тренировки и командно-штабные учения по действиям в условиях низких температур. Особенно ценным в тренировочном процессе является тот факт, что учения, как правило, проходят с участием смежных сетевых организаций, органов власти и подразделений МЧС. Такой подход позволяет нам в случае технологических нарушений наладить связь и скоординировать действия со структурами, которые, как и наша компания, заинтересованы в надежности электроснабжения жителей. С начала года было проведено более 9,4 тыс. тренировок оперативного персонала.

- Зима еще не вступила в полную силу, но в регионах произошел ряд инцидентов с нарушением электроснабжения. Какие выводы сделаны?
- Действительно, на наших объектах в октябре произошел ряд технологических нарушений. Все они связаны с неблагоприятными погодными условиями. Персонал устранил их достаточно оперативно, учитывая масштабы. И за это я хочу поблагодарить коллег. Для того чтобы вернуть свет в дома, наши специалисты работали круглосуточно - и на территории Свердловской области, и на территории Прикамья.
Подчеркну, оперативные действия по устранению технологического нарушения не являются финальной точкой. Можно сказать, что после восстановления нормальной схемы электроснабжения начинается очень значимый этап работы энергетиков. Для последующих действий очень важно понять, почему случился тот или иной инцидент. В компании действует регламент последующего анализа технологических нарушений. Из технических специалистов компании создается комиссия. В зависимости от масштаба инцидента принимается решение, будут ли входить в состав представители Ростехнадзора и региональных ведомств. После расследования составляется акт, в котором не только указаны причины нарушения электроснабжения, но и есть организационно-технические мероприятия, необходимые для предотвращения аналогичных нарушений в дальнейшей работе. В компании ведется база, где собраны все истории инцидентов и их расследований. Надо отметить, что документ не только фиксирует событие, но и дает возможность техническому блоку анализировать проблемные участки электросетевой инфраструктуры, включать объекты в программы ремонтов, реконструкции и техперевооружения. Плюс, учитывайте те объемы плановой диагностики оборудования, которая ведется непрерывно. Сегодня специалистами нашей компании сформирована отдельная программа ликвидации «узких мест» в работе электросетевого комплекса. Мы отчетливо понимаем объекты, объемы работ и необходимые средства для решения проблем. Это планомерная работа, распределенная по этапам реализации, по источникам финансирования.

- Владимир Анатольевич, расскажите немного подробнее, к каким объектам привлечено особое внимание специалистов компании?
- Это энергообъекты, которые определяют системную надежность работы электрических сетей, транзитные линии электропередачи. Когда случаются технологические нарушения, особенно связанные с непогодой, в первую очередь все силы наших подразделений направлены на то, чтобы восстановить системную надежность - работоспособность подстанций и линий электропередачи высокого класса напряжения. Это позволяет, прежде всего, не допускать развития аварий и нарушения электроснабжения большого количества потребителей. Параллельно с этим персонал берет на контроль восстановление передачи электроэнергии социальным объектами, населению.

Если возвращаться к упомянутой программе ликвидации «узких мест», то в нее включены объекты всей территории обслуживания МРСК Урала. Приведу примеры. На территории Пермского края мы планируем увеличить мощность подстанции ПО кВ «Северная». Она является питающим центром для социальных и бытовых потребителей Орджоникидзевского района города Перми. В распределительном сетевом комплексе Среднего Урала наши специалисты завершают этап комплексной реконструкции подстанции ПО кВ «Кадниковская». Этот центр питания отвечает за электроснабжение жителей Сысертского городского округа. Учитывая тот факт, что сетевой комплекс этой территории строился и проектировался в 60-70-е годы, расчетный уровень нагрузки на сети закладывался исключительно под сельские домостроения. После замены силовых трансформаторов на более мощные энергетики значительно увеличат пропускную способность сети в этом районе. Подобный объем работ по увеличению мощности будет проведен и на подстанции ПО кВ «Есаулка», которая располагается в Сосновском районе Челябинской области, где также очень активно развивается индивидуальное строительство.
Несмотря на то, что осенне-зимний период является наиболее ответственным для специалистов отрасли, хочу отметить, что на надежность не оказывает влияние ни время года, ни время суток. Наш ежедневный труд в круглосуточном режиме направлен на обеспечение надежного электроснабжения потребителей.

список разделов Личный кабинет Войдите в личный кабинет Наверх