Позвоните нам 8 800 2501 220 бесплатно по России

Сергей Дрегваль: «Цена подхвата» (Российская газета)

13 сентября 2018

Сетевая компания взыскивает с бывших гарантирующих поставщиков пять миллиардов рублей.

С начала 2018 года на энергетической карте УрФО произошли крупные перестановки: один за другим три гарантирующих поставщика (ГП) электроэнергии в Свердловской и Челябинской областях лишились своего статуса. По закону эти функции временно возложены на МРСК Урала. О том, как идет этот процесс, как «подхват» сбытовых функций отразился на компании, рассказал генеральный директор МРСК Урала Сергей Дрегваль.

- Сергей Георгиевич, какие сложности возникли на этапе передачи вам функций ГП?

«Подхват» функций гарантирующего поставщика от частных компаний, которые работали с грубым нарушением законодательства, в принципе, нельзя назвать простым. МРСК Урала сегодня выполняет функции ГП на трех территориях Свердловской области: в Нижнем Тагиле, Невьянске и Новоуральске. В Челябинской области – во всем регионе за исключением Магнитогорска.

Передача функций ГП МРСК Урала сопровождалась сложным переговорным процессом с менеджментом сбытовых компаний, которые не были в этом заинтересованы. В нормативной базе процесс такой передачи описан общими фразами. И если прежний гарантирующий поставщик выполнит свои обязательства формально, что и делали наши предшественники, то новый ГП рискует остаться без рабочих инструментов.

Несмотря на сложности, МРСК Урала справилась с задачей, не допустив дестабилизации платежной дисциплины на рынке электроэнергетики. При этом внимание к вопросу со стороны региональных властей и контролирующих органов помогало нам дисциплинировать оппонентов.

- Какова судьба персонала этих компаний?

Это самое главное. Наша установка была такова: на 100 процентов сохранить производственный персонал и принять его на работу в компанию. Мы встречались с людьми, отвечали на их вопросы, объясняли, что волноваться не стоит. Предлагаемые нами условия однозначно не хуже, чем были. Сотрудники получили достойную заработную плату и социальный пакет МРСК Урала, который предусматривает дополнительное медицинское страхование, материальную помощь к отпускам и прочие льготы, записанные в коллективный договор.

- А стоит ли волноваться потребителям? На них не отразится переходный период?

Мы стремились сохранить комфортные условия для потребителей, чтобы они не почувствовали перехода! Честно признаюсь: если в Нижнем Тагиле, Новоуральске и Невьянске это получилось, то в Челябинске все происходило гораздо сложнее: значительная территория, а количество обслуживаемых потребителей больше в десятки раз. Есть ряд вопросов, которые нам приходится решать в режиме онлайн. Ведь МРСК Урала – не единственная сторона процесса.

На каждой территории мы прошли организационные этапы: постарались сохранить каналы приема платежей, перезаключили договоры с расчетными центрами и банками. Я перечислил только ключевые мероприятия, полный план действий включает более 600 шагов. И это только по «подхвату» функций ГП от одной сбытовой компании.

Сегодня мы продолжаем работу над созданием клиентского сервиса по сбытовой деятельности для жителей как Свердловской, так и Челябинской области. Например, в Нижнем Тагиле и Невьянске начали тестировать прием платежей за электроэнергию через сайт МРСК Урала. Мы реагируем на каждый сигнал с территорий, поскольку для нас важна обратная связь с потребителями. Работа продолжается.

- А как обстоят дела с платежной дисциплиной – поступлением средств в адрес сбытовых подразделений МРСК Урала?

Ситуация рабочая. Показатели уверенные. Например, во второй месяц нашей деятельности на территории Челябинской области собираемость составила уже около 90 процентов, сейчас – 96. Планируем выйти как минимум на 98 процентов. Кстати, у предыдущего ГП этот показатель был на таком же уровне. При этом долг Челябэнергосбыта перед МРСК Урала за услуги по передаче электроэнергии составил 3,5 миллиарда рублей. Вопрос, куда ушли деньги, остается открытым. И оценку этому факту, я надеюсь, дадут правоохранительные органы.

Основную проблему в плане платежной дисциплины создают некоторые управляющие компании, которые откровенно злоупотребляют нашим лояльным отношением в переходный период. Но в таком случае у МРСК возникает законное право заключить прямые договоры с потребителями, минуя УК, и мы, безусловно, будем этой возможностью пользоваться.

- Я правильно понимаю, что ваша цель сейчас-навести порядок, отладить бизнес-процессы, а потом передать все эти функции постоянному гарантирующему поставщику?

Именно так. Это наша обязанность, закрепленная на законодательном уровне. Если хотите – социальная ответственность. Мы будем выполнять ее от четырех месяцев до года. Поэтому речь и идет именно о «подхвате» функций.

- С чем вам приходится сталкиваться в процессе взыскания долгов с проблемных ГП?

Объем задолженности всех трех бывших ГП перед МРСК Урала – порядка пяти миллиардов рублей. Работа с должниками идет постоянно: иски, претензии, отстаивание наших интересов в судах. Мы работаем совместно с правоохранительными органами. Один из ГП -  «Роскоммунэнерго», входивший в небезызвестную структуру «Межрегионсоюзэнерго» (МРСЭН), - проходит процедуру банкротства. Сейчас формируется реестр требований кредиторов, причем в него пытаются войти аффилированные с собственниками МРСЭН компании. Это классическая схема: скандальные должники с помощью банкротства пытаются уйти от ответственности. Здесь главная задача – добиться максимального удовлетворения наших требований.

Что касается двух других компаний, мы стремимся по максимуму собрать дебиторскую задолженность уже в этом году, иначе должников также ожидает процедура банкротства.

- Как будет происходить выбор нового ГП?

Процесс регламентирован федеральным законодательством. Министерство энергетики РФ проведет конкурс. По сути, цена статуса ГП – это сумма задолженности на оптовом рынке электроэнергии. Победителем конкурса станет гот, кто погасит наибольшую часть этого долга. В идеале – 100 процентов.

- Кто это может быть?

Добросовестный и надежный партнер, который способен честно и открыто вести свой бизнес, руководствуясь принципом высокой социальной ответственности. Нам бы не хотелось, чтоб история повторилась и победителями стали компании, аффилированные с прежними собственниками.

- Есть ли в УрФО еще «горячие точки», где вам, возможно, придется снова «подхватывать» функции гарантирующего поставщика?

- Нет. Ситуация с недобросовестными сбытовыми компаниями, которые в конце концов были лишены статуса, назревала несколько лет. В деятельности бывших ГП было предостаточно предпосылок для этого. О существовании этих рисков мы говорили неоднократно на самом высоком уровне.

- Недавно МРСК Урала опубликовала финансово-экономический результат за первое полугодие – он отрицательный. Как вы его прокомментируете?

Последние четыре года МРСК Урала демонстрировала высокие показатели финансово-экономической деятельности. Например, по итогам работы в 2017 году компания получила чистую прибыль в размере более 4,5 миллиарда рублей. Но за первые шесть месяцев 2018-го мы показали убыток в размере 348 миллионов рублей.

Дело в том, что в первом полугодии мы создали резерв на сумму просроченных обязательств сбытовых компаний, лишенных статуса. Их задолженность – это единственная объективная причина убытка, других нет. В МРСК Урала успешно выполняются инвестиционная программа и программа сокращения потерь, есть экономия по внутренним статьям, достигаются все показатели эффективности.

Рынок отреагировал снижением стоимости наших акций. Это нормальная ситуация. Кстати, следует отметить, что в данном периоде обычно наблюдается снижение стоимости акций всех крупных энергокомпаний, что связано в том числе и с окончанием выплаты дивидендов.

Важно подчеркнуть: по финансовому результату компании за первое полугодие нельзя давать оценку работы компании в целом. Этот результат – промежуточный. Мы ставим перед собой задачу по итогам года выйти на безубыточность. И наши прогнозы оптимистичны.

- Энергетика – специфическая отрасль: ее нельзя считать в чистом виде бизнесом, поскольку она выполняет и социальную функцию. Эта роль не окажется на втором плане?

В теории мы, конечно, могли бы повести себя как бизнес, а не как госкомпания: урезать инвестиционную и ремонтную программы, удовлетворив желания инвестиционного сообщества в краткосрочной перспективе. Но МРСК Урала работает в фундаментальной отрасли, где сегодняшние решения могут повлиять на надежность энергоснабжения в горизонте пяти-семи лет. Поэтому необходимо сохранить капитальные вложения, чтобы повысить надежность в будущем. Этот подход скажется и на финансовой устойчивости компании в перспективе.

Поэтому объем инвестпрограммы остался прежним-более восьми миллиардов рублей. Около половины пойдет на технологическое присоединение новых потребителей. Кстати, социальные обязательства в части подключения льготных категорий населения мы сохраняем. Запланированы средства на строительство инфраструктуры для развития малого и среднего бизнеса. Также мы поддерживаем свой электросетевой комплекс, направляем средства на его реконструкцию, чтобы сохранить надежность электроснабжения потребителей. На будущий год инвестиционная программа также не будет секвестирована.
Учитывая, что на МРСК Урала лежит социальная ответственность, компания продолжит выполнять все производственные планы, а менеджмент приложит все усилия, чтобы улучшить финансово-экономический результат деятельности. Перед электросетевым комплексом стоят достаточно амбициозные задачи. Я говорю в том числе и о предстоящей цифровизации.

Источник - Российская газета

Похожие новости

Дмитрий Вялков: «Торг за сбытовые функции гарантирующего поставщика неуместен» (Коммерсант-Урал)

Специалисты «МРСК Урала» сохранили для жителей Челябинской области сервисы приема платежей за электроэнергию

Сбербанк в Челябинской области начал принимать платежи за электроэнергию в пользу «МРСК Урала»

Потребители электроэнергии Новоуральского городского округа с 1 августа переходят на обслуживание новым поставщиком

«МРСК Урала» подхватит функцию энергосбыта в Новоуральске

список разделов Личный кабинет Войдите в личный кабинет Наверх