Центр поддержки клиентов 8 800 2501 220 бесплатно по России

Разрозненные сети не позволяют организовать единую систему оперативно-технологического управления

10 января 2011
Достаточно давно и системно работа по консолидации бесхозяйных сетей ведется региональными администрациями и межрегиональными распределительными электросетевыми компаниями (МРСК), большая часть которых входит в находящееся под государственным контролем ОАО «Холдинг МРСК». При условии поддержки органов исполнительной власти субъектов РФ эта работа позволит выполнить еще более масштабную задачу — консолидировать сети на уровне финансово устойчивых и социально ответственных собственников — МРСК. Об этом в интервью журналам «ЛЭП» и «Регионы России» рассказал заместитель генерального директора ОАО «Холдинг МРСК» по корпоративному управлению и собственности Алексей Перепелкин.

— Алексей Юрьевич, насколько остро сегодня стоит перед субъектами Российской Федерации проблема бесхозяйных сетей?

— Это очень серьезная проблема. Сетевые компании, которые курирует Холдинг МРСК, эту проблему видят, постоянно с ней сталкиваются. Она является головной болью не только для потребителей, которые, естественно, страдают из-за этого, но и для сетевых компаний, к которым эти сети присоединены. Бесхозяйные сети являются источником аварий, одной из причин снижения качества электроснабжения и серьезных потерь электроэнергии, как коммерческих, так и технологических. Сети изношены, сети постоянно создают аварийные ситуации. Для того чтобы решить проблему, на которую указал Президент РФ, в масштабах всей страны, потребуются комплексные действия, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

— Что привело к возникновению такой ситуации?

— Как правило, ныне бесхозяйные сети в советские времена находились на балансе предприятий, колхозов, совхозов, организаций других форм собственности. В постреформенный период сети оказались «балластом», который были не готовы взять на себя новые собственники имущества, появившиеся в результате масштабного процесса приватизации и банкротств предприятий в 90-е годы прошлого века.

Характерной также является другая ситуация. Законодательство обязывает застройщиков подводить к новым объектам жилой и коммерческой недвижимости инфраструктуру, в том числе электросетевую. После того, как строительство окончено, застройщики не заботятся о дальнейшей судьбе этих объектов, уходят со стройки, оставляя сети брошенными.

— Что предлагает Холдинг МРСК с целью исправления сложившейся, прямо скажем, плачевной ситуации?

— Мы эту проблему видим как часть более серьезной проблемы, существующей в распределительном электросетевом комплексе. В зоне ответственности распределительных электросетевых компаний Холдинга МРСК — 69 регионов России. На их территории действует более 2 тыс. территориальных сетевых организаций. Такой множественности мелких сетевых компаний нет нигде в практике развитых стран!

Такая разрозненность, на наш взгляд, недопустима и неэффективна. Отсутствуют единая система и требования по качеству электроснабжения, единый центр ответственности, в том числе за бесперебойность и качество электроснабжения. Отсутствует возможность по единым планам развивать электросетевую инфраструктуру, что приводит, в конечном итоге, к существенному удорожанию и снижению эффективности модернизации в электросетевом комплексе страны. Бесхозяйные и разрозненные, «лоскутные» сети не позволяют организовать единую систему оперативно-технологического управления. Повторюсь, что бесхозяйные сети ввиду отсутствия центров ответственности в целом по субъектам РФ являются всего лишь вершиной этого большого «айсберга».
В сложившейся ситуации множественность компаний — это не то благо, которое посредством конкуренции могло бы привести к снижению издержек и тарифов для потребителей. На естественно-монопольном рынке это, прежде всего, приводит к увеличению издержек на содержание аппаратов управления многочисленных территориальных сетевых организаций и «псевдоконкуренции» за близость к административному ресурсу, который устанавливает тарифы. На региональном уровне необходимо комплексно рассматривать вопросы консолидации распределительного электросетевого комплекса, чтобы он мог объективно и экономически обоснованно развиваться, в том числе и решая вопросы бесхозяйных электрических сетей.

— Какие действия можно предпринять, чтобы начать на уровне регионов решать проблемы бесхозяйных сетей?

— Механизм решения вопроса по бесхозяйным электрическим сетям достаточно непростой, комплексный. Предусмотренные законодательством процедуры занимают не менее года, а зачастую и больше, потому что они должны начинаться с действий муниципальных органов исполнительной власти. Эти органы должны выявить бесхозяйные сети, освидетельствовать их и поставить через соответствующие процедуры себе в собственность. После этого проводится работа с распределительными электросетевыми компаниями, которые могли бы взять на себя это бремя, на предмет приобретения бесхозяйных электрических сетей, либо заключение договора на их обслуживание.

В свою очередь, региональные власти должны в комплексе решать вопрос о том, чтобы обеспечить эту деятельность соответствующими источниками финансирования через тарифы: это затраты на содержание, на ремонт, на развитие; определенные средства должны предусматриваться и при утверждении региональными властями инвестиционных программ распределительных электросетевых компаний. Распределительные электросетевые компании также должны ответственно подходить к этому процессу, совместно с муниципальными органами проводить на этапе выявления бесхозяйных сетей их техническое освидетельствование. Открытые и понятные действия регионов и сетевых компаний позволят создать объективную «картинку» реального состояния сетей, определить первоочередные мероприятия, которые должны обеспечить их нормальное функционирование. Эти мероприятия необходимо проводить одновременно с минимизацией издержек на содержание сетей, снижать потери и, соответственно, возникающее давление на тариф. Издержки исторического процесса приватизации не должны перекладываться на плечи потребителей.

— Вы могли бы оценить общий объем бесхозяйных сетей?

— Сейчас такой официальной статистической информации нет. В большинстве регионов администрации зачастую в тарифах это учитывают, но, к сожалению, не во всех регионах. Есть примеры, когда высокодоходное электросетевое имущество концентрируется в «карманных» компаниях, которые «накачиваются» экономически необоснованным тарифом. При таком подходе бесхозяйные сети остаются вне зоны внимания региональных властей. Но, к счастью, это единичные случаи.
Сейчас, полагаю, надо начать более интенсивно заниматься вопросом консолидации бесхозяйных сетей. Холдинг МРСК и его дочерние компании, которые присутствуют в 69 регионах страны, готовы к этой работе. Мы как социально- и клиентоориентированная компания готовы пройти свою часть пути. Уверен, что во взаимодействии с регионами эту задачу можно решить в достаточно сжатые сроки. 


Редакция журнала ОАО «Холдинг МРСК» «ЛЭП»
Наверх