Центр поддержки клиентов 8 800 2501 220 бесплатно по России

Сергей Дрегваль: «Долг под напряжением» (Российская газета)

31 марта 2016

Энергетики предлагают ужесточить меры воздействия на неплательщиков.

Задолженность потребителей за услуги по передаче электроэнергии достигла половины объема инвестиционной программы компании «МРСК Урала». Как энергетики отстаивают свои интересы, не сказываются ли экономические сложности на надежности электросетей и возможно ли дальнейшее снижение сроков технологического присоединения, рассказал генеральный директор ОАО «МРСК Урала» Сергей Дрегваль.

– Недавно Уралу пришлось пережить нелегкое испытание-ночную бурю со снегопадом и ветром до 2 5 метров в секунду, которая оставила без света почти 50 тысяч человек только в Свердловской области. Как вы оцениваете готовность к таким катаклизмам оборудования и персонала компании?

– Это и есть наша работа, как можно быстрее устранять подобные нарушения. И персонал справился профессионально, несмотря на то что ветер не стихал еще полдня, а в некоторые места приходилось буквально пробиваться сквозь снежные завалы с помощью бульдозеров. Всего на устранении последствий бури работали 104 бригады и более 100 единиц техники. Мы услышали в свой адрес много слов благодарности, в том числе и положительную оценку руководства Свердловской области.

Что касается состояния оборудования, мы всегда готовы к подобным происшествиям, однако надо понимать, что сети строились давно, в 50-60-х годах прошлого века, и в среднем их износ составляет порядка 70 процентов. Конечно, это не означает, что они вот-вот рухнут, в основном это так называемый бухгалтерский износ, ведь мы постоянно поддерживаем работоспособность оборудования. В целом оно находится в хорошем состоянии, но, для того чтобы обновлять его чаще, необходимы значительные средства. Два года назад в Свердловской области подсчитали: чтобы вдвое снизить износ сетей, надо одномоментно вложить свыше 20 миллиардов рублей. Это огромные деньги. Для сравнения: стоимость инвестпрограммы нынешнего года-6,5 миллиарда, ремонтной программы- 1,6 миллиарда рублей.

– Как вы оцениваете финансовый результат работы компании в 2015 году и перспективы на 2016-й?

– В сравнении с 2014 годом прирост чистой прибыли составил 23 процента-2,4 миллиарда рублей. Рост выручки- 1,6 процента. Несмотря на довольно тяжелые экономические условия, все показатели выполнены и перевыполнены. Спасибо за это в первую очередь техническому персоналу. Однако пропорционально спаду в экономике снижается и потребление электроэнергии. Поэтому мы стараемся не только увеличивать доходы, но и сокращать расходы: снижаем операционные издержки, боремся с потерями в сетях.

На 2016-й мы тоже смотрим позитивно. Есть определенные сложности, связанные со снижением полезного отпуска, но падение не катастрофично. Промышленные гиганты Урала с кризисом справляются, и я надеюсь, что дальнейшего снижения энергопотребления не будет.

– Однако задолженность потребителей перед энергетиками растет…

– Ситуация такова, что производственные показатели идут вверх, а денег нет. Просроченная дебиторская задолженность перед МРСК Урала достигла 3,5 миллиарда рублей. Главные должники – энергосбытовые компании. Как правило, это гарантирующие поставщики. Так, Челябэнергосбыт задолжал нам более 1,2 миллиарда рублей.

Есть потребители, например Роскоммунэнерго и Новоуральская сбытовая компания из Свердловской области, которые рассчитываются с нами только по судебным исполнительным листам, получая лаг по оплате в четыре – пять месяцев. Только эти два гарантирующих поставщика должны почти миллиард – сумасшедшие деньги.

Конечно, этот долг, в свою очередь, складывается из неплатежей физических и юридических лиц, но создается ощущение, что сбытовики, получая деньги со всех потребителей региона, с сетевой компанией рассчитываются в последнюю очередь, после диспетчеров, генерации и операторов оптового рынка.

– Вы находите поддержку в решении этой проблемы у региональных властей на территориях своего присутствия?

– Да. Власти всех регионов внимательно относятся к нашим проблемам, вникают в каждый вопрос. При правительствах или губернаторах созданы специальные комиссии, которые занимаются, в том числе, и вопросами платежной дисциплины. Если бы их не было, я думаю, ситуация была бы гораздо хуже.

– Чем в конечном счете чреваты неплатежи?

– От сбытовых компаний поступает основная часть наших средств, порядка 90 процентов. Остальное-плата за технологическое присоединение и деньги от прямых договоров с потребителями о передаче электроэнергии. Так что, если гарантирующие поставщики не станут расплачиваться вовремя, нам нечем будет платить налоги, зарплату и самое страшное – не хватит на ремонтную программу, на устранение аварий.

– Какие меры воздействия на должников самые эффективные?

– Мы применяем все, разрешенные законом: пени, штрафы, обращения в суд, отключения и ограничения подачи электроэнергии. Причем последние две – крайние меры, к ним мы прибегаем очень редко. Ведь, отключая потребителя, мы, получается, наступаем себе на горло, снижая собственную товарную выручку.

Кроме того, зачастую приходится прибегать к такому инструменту, как перевод потребителя на прямой договор. Зачастую это выгоднее, чем доверять гарантирующему поставщику. Однако мы не вправе навязывать свои услуги и обязывать клиента отказаться от услуг сбытовой компании. К тому же если массово переводить потребителей на прямые договоры, нам придется наращивать штат и нести дополнительные расходы.

– Известно, что энергетики регулярно вносят предложения по изменению региональных и федеральных законов. Какие были приняты и какие на очереди?

– Я рад, что в федеральном правительстве услышали наши крики о помощи и внесли изменения в законодательство, увеличив штрафы для неплательщиков. До этого складывалась трагикомичная ситуация: на рынке стоимость заемных средств составляла 15-17 процентов, а нам за просрочку платили в лучшем случае 8,25 процента. Спрашивается, зачем идти в банк, если можно взять денег у МРСК? Вот тебе кредит, причем без документов, без гарантий и в два раза дешевле. Теперь пытаться кредитоваться за наш счет стало невыгодно.

Также хотелось бы, чтобы быстрее проходили процедуры лишения недобросовестных плательщиков статуса гарантирующих поставщиков. Например, как на оптовом рынке: два периода неоплаты – до свидания. Я также считаю, что необходимо ужесточать ответственность за неоплату наших счетов, вплоть до уголовной.

– Сергей Георгиевич, как вы оцениваете перспективы дальнейшего сокращения сроков технологического присоединения потребителей?

– На нас возложена масштабная задача повышения доступности энергетической инфраструктуры. Она нелегкая, но мы справляемся. К примеру, в Свердловской области согласно «дорожной карте» мы должны подключать объекты малого и среднего бизнеса в течение 90 дней, фактически это происходите среднем за 70. На других территориях мы в эти сроки также укладываемся, но очень много сложностей продолжают вызывать вопросы отведения земель.

Одно только изменение правил ввода объектов позволило сократить срок техприсоединения на 30 дней. Навскидку я вижу возможность уменьшить это время еще дней на десять. Скажем, в рамках «дорожной карты» мы внедрили систему автоматизированного управления техпроцессами, упорядочив процедуру прохождения документов. Будь у нас идеальное законодательство, успевали бы быстрее. Но, так или иначе, в прошлом году компания исполнила 3 5 тысяч договоров о техприсоединении.

– Не первый год энергетики бьют тревогу: большие проблемы создают льготники, под видом которых нередко выступают субъекты бизнеса, пытающиеся таким способом сэкономить на присоединении.

– Да, льготное присоединение стоит 550 рублей, фактически же обходится в 100 тысяч и даже больше. В эту сумму входят установка опор, линии электропередачи, проведение работ и так далее. Разницу компании приходится покрывать за счет собственных источников – крупных договоров и индивидуальных проектов. Сегодня есть предложения об упрощении процедур подключения, повышении платы для льготников, введении механизма «бери или плати». Об этих проблемах мы заявляем на федеральном уровне, и нас слышат.

Российская газета - Экономика УрФО

Наверх