Центр поддержки клиентов 8 800 2501 220 бесплатно по России

«Ток без посредников» (газета «Капитал»)

05 февраля 2009

Электросетевой комплекс уральского региона испытывает ряд проблем: снизились прибыль и отпуск продукции, уменьшился объем финансирования инвестиционных программ, задолженность по платежам за электроэнергию составляет значительные для энергетиков суммы. Но в ОАО «МРСК Урала» уже действует программа оптимизации издержек. В компании заявляют, что кроме оптимизации расходов взят курс на установку прямых взаимоотношений с потребителями.

На сегодняшний день электросетевой комплекс Свердловской области также испытывает влияние сложившейся экономической ситуации. Специалисты ОАО «МРСК Урала» заявляют об этом открыто. Но, по мнению Алексея Боброва, генерального директора компании, несмотря на серьезность положения, не стоит его переоценивать, поскольку наряду с проблемами существуют и способы их решения.

В межрегиональной распределительной сетевой компании четко обозначен круг актуальных проблем. «Во- первых, по сравнению с прошлым месяцем в январе отпуск продукции в «МРСК Урала» снизился приблизительно на 15%. Во-вторых, ранее под инвестиционную программу мы привлекали свои и заемные средства. Сегодня кредиты стали дороже: мы кредитуемся под 15-17%,— это подходит к верхней планке, которую мы можем осилить. В-третьих, задолженность по платежам сбытовых компаний составляет на сегодня 3,35 миллиарда рублей. Это для нас очень серьезно и составляет около 10% выручки. Достаточно сказать, что вся инвестиционная программа 2008 года, которую компания освоила в полном объеме, составила 3,4 миллиарда рублей. При этом задолженность существует только в производственном секторе, с бытовым — проблем нет», — рассказал Алексей Бобров.

Сегодня в «МРСКУрала» сведены к нулю все расходы, которые касаются обеспечения дополнительного комфорта (например, перелеты бизнес-классом), отказались от 900 единиц техники. Суть оптимизации — сократить до минимума вспомогательный транспорт (автобусы, грузовики) и сократить спецтранспорт до объема, необходимого для эксплуатации энергосистемы. Кроме этого, в компании значительно урезаны расходы на мобильную связь. Секвестируется фонд заработной платы административного аппарата. «При этом надежность, качество и эффективность энергоснабжения будут на прежнем уровне — это «святая святых». Здесь корректировки в сторону снижения затрат на ремонт и техническое обслуживание оборудования просто неприемлемы», — поясняет господин Бобров.

Инвестиционная программа, которая за 2008 г. была выполнена.полностью, в текущем году претерпит некоторые корректировки. «Нет смысла наращивать мощности, если некоторые проекты приостановлены, а некоторые закрыты вообще. Вложения в то, что будет невостребованным, нерациональны. Но даже если было бы, во что вкладывать, существует определенная проблема с ликвидностью: на «сумму задолженности перед нами (3,35 миллиарда рублей) можно, построить две подстанции по 220 кВ каждая, — сообщает господин Бобров. — Но, несмотря на вносимые корректировки, мы точно ни для кого не будем тормозом, поскольку переносим на будущее только то, что не будет востребовано в ближайшее время. Это касается только инвестиционной программы. На выполнение ремонтных программ кризис никак не повлияет».

Сегодня во всем распределительно-сетевом комплексе страны внедряется новая схема работы с потребителями напрямую, без участия сбытовых компаний. Это делает более эффективным технологическое взаимодействие с поставщиком энергии, значительно уменьшает расходы, исключает риск ограничения энергоснабжения добросовестного потребителя из — за долгов посредника перед сетевой компанией, дает свободу в выборе сбытовой организации.

Представители «МРСК Урала» подготовили письма потребителям с предложением оплатить услуги по передаче электроэнергии за январь напрямую, а не через сбытовую компанию. Это связано с тем, что гарантирующий поставщик «Свердловэнергосбыт» до сих пор не подписал с сетевой компанией договор на оказание услуг по передаче электроэнергии своим потребителям на 2009 г. Фактически в настоящее время сбытовая компания продолжает поставлять своим клиентам электроэнергию по сетям «МРСК Урала». Электросетевая компания до сих пор не предпринимала решительных действий.

Однако, в связи с тем, что посредник продолжает затягивать процедуру подписания договора, получая при этом денежные средства от своих клиентов, в том числе и за услуги по передаче, «МРСК Урала» вынуждена обратиться к потребителям. С юридической точки зрения, в отсутствие договора между сбытовой и сетевой компаниями потребители должны разделять платежи: за электроэнергию — в ОАО «Свердловэнергосбыт», за фактически оказанные услуги по ее передаче — в ОАО «МРСК Урала». Об этом и заявлено в подготовленных письмах. «В нашей клиентуре должно быть 69-90% тех, кто работает по прямым договорам. Сегодня уже есть те, кто работают с нами по такому договору, например, «Сухоложскцемент», «Красногвардейский крановый завод», ЗАО «Уральская бумага», ЗАО «Уралтехмаш», МУП «Тагилэнерго», — заявил Алексей Бобров. — Сегодня компания продолжает переговоры с рядом представителей крупного бизнеса, которые сейчас готовятся к переходу на новую схему работы с распределительно — сетевой компанией. Среди них: «Птицефабрика «Свердловская», «Уральский турбинный завод», «Уральский дизель — моторный завод», «Уральский завод гражданской авиации», «НТМК».

При этом Алексей Бобров подчеркивает, что не хотелось бы портить отношения со своими партнерами, но если сбытовые компании останутся верны избранной ими политике, то будут приниматься жесткие меры. «Мы знаем о проблемах «Свердловэнергосбыта». Но мы категорически не согласны с его позицией и будем жестко и последовательно отстаивать интересы компании, акционеров, наших потребителей, поскольку никто не снимает с нас ответственности за энергобезопасность региона», — сообщил он.

Изменения в методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение, утвержденные еще 7 октября прошлого года (550 рублей, включая НДС, для всех заявителей до 15 кВт), ранее неприменимые к сетям «МРСК Урала», вскоре станут действительными. Изменения, которые внесены в федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», предполагающие отмену платы за подключение, которая взимается с лиц, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция повлечет за собой увеличение потребляемой нагрузки, уже действуют.

Но в компании к этой инициативе властей относятся весьма скептически. «В отрасли может возникнуть серьезный, системный кризис. Ведь все, что начинает предоставляться бесплатно, в один прекрасный момент исчезает. К примеру, дороги нас в стране бесплатные — и это вечная проблема. Позитивные последствия такого решения, мягко говоря, неочевидны. Да, нам понятен вектор на поддержку бизнеса, в том числе и малого. Все понимаем, готовы всем предоставить возможность подключиться бесплатно. Но если у компании, например, физическая возможность подключить на 10 кВт, а по заявкам бесплатно просят на 200 кВт — откуда их взять? Новые возможности создавать станет не на что, поскольку источник развития сети де-факто убирается. А механизм компенсации сетевым компаниям выпадающих доходов отсутствует и еще непонятно, когда будет создан. Помимо этого, рано или поздно промышленность оживет, потребление стабилизируется, вновь заработают инвестиционные программы. Но цифры ввода энергетических мощностей будут значительно меньше, чем они потребуются на тот момент», — сказал господин Бобров.

газета «Капитал»


 

Наверх