Центр поддержки клиентов 8 800 2501 220 бесплатно по России

Система ТОРО с различных точек зрения (журнал «Электроэнергия. Передача и распределение»)

25 июня 2013
В настоящее время в ОАО «МРСК Урала» завершается процесс внедрения автоматизированной системы управления техническим обслуживанием и ремонтами объектов электросетевого хозяйства (ТОРО). О первых результатах данного проекта, его практической пользе для предприятия и перспективах применения мы беседуем с руководителями различных сфер производственно-хозяйственной деятельности ОАО «МРСК Урала». Предлагаемые Вашему вниманию микроинтервью позволяют увидеть данный проект «со всех ракурсов» и сформировать о нём наиболее полное представление.

Юрий Лебедев, заместитель генерального директора по техническим вопросам - главный инженер ОАО «МРСК Урала»Юрий Лебедев, заместитель генерального директора по техническим вопросам - главный инженер ОАО «МРСК Урала»

- Зачем Вам необходима ТОРО? Какие цели и задачи ставились перед внедрением системы?

Цели:

- корректное отнесение затрат на ремонты и техническое обслуживание;
- совершенствование логистики и МТО для обеспечения ремонтов и технического обслуживания;
- совершенствование планирования;
- создание базы оборудования;
- сокращение отчётности.

Задачи на период внедрения - формирование плановых и фактических затрат на ТОРО в 2013 году. Формирование ЭП 2014 в модуле ТОРО.

- Были ли достигнуты поставленные цели и задачи? Что получилось, а чего не удалось достичь при реализации проекта?

- Поставленных целей мы ещё не достигли, так как не до конца решён вопрос с планированием работ и использованием технологических карт (инструкций ТОРО). Но при этом мы решили несколько очень серьёзных и крупных задач: паспортизация оборудования (ввод данных по всему оборудованию в информационную систему) и отражение плановых и фактических затрат по техническому обслуживанию и ремонтам оборудования. Дополнительно ожидаем серьезных подвижек в части своевременности поставок МТО при формировании эксплуатационного приказа (ЭП) 2014 в модуле ТОРО. При этом уже сейчас можем видеть достаточность материалов для выполнения работ.

- Имеются ли какие-то особенности у проекта в части подхода к реализации, связей бизнес-процессов и т.д.?

- Масштаб внедрения по срокам, количеству персонала и охвату всех производственных отделений одновременно.

Максимальное решение на стандартных настройках. У компании SAP наработана колоссальная база знаний по лучшим практикам со всего мира по управлению ТОРО и грех было этим не воспользоваться

- Как внедрение ТОРО повлияло на существующие бизнес-процессы компании, и какое развитие системы планируется в ближайшее время?

- Прошла стандартизация всех процессов, связанных с ремонтом и техобслуживанием оборудования. Система позволяет выстроить процессы управления ремонтами по всей вертикали МРСК (филиал - ПО - РЭС) по единым правилам, с единой формой и системой отчётов. Наличие информации об оборудовании в информационной системе даёт возможность отслеживать его параметры на всех уровнях.

Развитие системы планируется в проекте внедрения системы управления производственными активами, в которой планирование ремонтов будет связано с оценкой состояния оборудования и оценкой рисков его отказа.

Естественно, рассматривается вопрос по внедрению мобильной версии для более оперативного отражения состояния оборудования, его диагностики, технического обслуживания и ремонтов.


Андрей Суслов, начальник Департамента информационных технологий ОАО «МРСК Урала», куратор проекта от ИТАндрей Суслов, начальник Департамента информационных технологий ОАО «МРСК Урала», куратор проекта от ИТ

- Зачем Вам необходима ТОРО? Какие цели и задачи ставились перед внедрением системы?

- При внедрении ТОРО бизнес-заказчик определил две основные цели - определение потребности в материалах и формирование эксплуатационного приказа в количественном и стоимостном выражениях. Как следствие, построение модели учёта затрат в разрезе технологического оборудования.

- Были ли достигнуты поставленные цели и задачи? Что получилось, а чего не удалось достичь при реализации проекта?

- Считаю, что первый этап внедрения системы соответствует поставленным целям. Настроили учёт затрат в разрезе оборудования, провели обучение производственного персонала по формированию и подтверждению заказов на ремонты. Задача по реализации технологических карт в системе оказалась сложнее, чем мы предполагали на этапе планирования проекта. В связи с этим запланированный объём работ не был выполнен в срок.

- Имеются ли какие-то особенности у проекта в части подхода к реализации, связей бизнес-процессов и т.д.?

- Реализация задачи ТОРО на базе SAP ERP была определена как центральное звено в системе управления активами (СУА). Следующим шагом по созданию СУА была интеграция с экспертной системой «Диагностика+». Планируемые шаги - это интеграция с геоинформационной системой (ГИС) и диспетчерской системой (SCADA).

Для достижения поставленных целей был решён ряд вспомогательных задач - создание единой системы ведения НСИ, определение протоколов обмена между различными системами (был выбран протокол МЭК 61968 - СИМ модель), реализация WEB-сервисов, использование единой шины данных ESB. Вплотную подошли к необходимости построения электронного документооборота с использованием технологии BPM.

- Как внедрение ТОРО повлияло на существующие бизнес-процессы компании и какое развитие системы планируется в ближайшее время?

- К сожалению, техническая реализация системы без масштабных организационных изменений не даёт существенных эффектов, основные изменения должны произойти в подходах персонала, осуществляющего повседневную работу в системе ТОРО. Дополнительными эффектами внедрения является снижение и дальнейший отказ от потока отчётных форм по вертикали служб.

На сегодняшний день уже начались работы по автоматизации формирования программы закупок на основании сформированной потребности в материалах в системе ТОРО.


Владимир Вяткин, начальник управления систем менеджмента и инновационного развития ОАО «МРСК Урала» - руководитель проектаВладимир Вяткин, начальник управления систем менеджмента и инновационного развития ОАО «МРСК Урала» - руководитель проекта

- Зачем Вам необходима ТОРО? Какие цели и задачи ставились перед внедрением системы?

- Внедрение автоматизированной системы управления ремонтами на базе SAP ERP было запланировано в МРСК Урала в момент внедрения АСУ ФХД. Тогда же мы и начали задумываться о целях внедрения. Стояла задача определиться с одной-двумя целями, которых можно достичь в короткие сроки. Система позволяет решать огромное количество задач, и, чтобы в них не утонуть, мы остановились на двух первоочередных целях: определение потребности в материалах для реализации ремонтной программы и формирование эксплуатационного приказа в количественном и стоимостном выражениях.

- Были ли достигнуты поставленные цели и задачи? Что получилось, а чего не удалось достичь при реализации проекта?

- Считаю, что поставленных целей мы ещё не достигли, так как не решён вопрос с планированием работ и использованием технологических карт (инструкций ТОРО). Но при этом мы решили несколько очень серьёзных и крупных задач: паспортизация оборудования (ввод данных по всему оборудованию в  информационную систему) и отражение плановых и фактических затрат по техническому обслуживанию и ремонтам оборудования. Обе эти задачи реализованы у нас впервые и позволяют поднять от районов электрических сетей информацию об оборудовании, затратах на его содержание на верхние уровни управления.

- Имеются ли какие-то особенности у проекта в части подхода к реализации, связей бизнес-процессов и т. д.?

- Подходы к реализации любых SAP-проектов стандартны. Но всё же на каждом предприятии существуют особенности. В нашем случае мы постарались реализовать проект на стандартных решениях, без их перепрограммирования. Сразу договорились, что будем менять внутренние бизнес-процессы под функционал SAP.

Вторая особенность в том, что параллельно в ОАО «Российские сети» были запущены проект создания Системы управления производственными активами и проект внедрения единой системы НСИ. Это заставило нас пересмотреть наши сроки внедрения в сторону сокращения продолжительности паспортизации.

Ну и третья особенность - масштаб внедрения. Система внедрялась одновременно во всех филиалах «МРСК Урала». Одновременно в системе работало до 700 человек из всех ПО и РЭС. Обучено работе в системе более 1500 человек. И здесь серьёзная нагрузка легла как на персонал ОАО «МРСК Урала», так и на персонал нашего подрядчика - IBA Group.

- Как внедрение ТОРО повлияло на существующие бизнес-процессы компании и какое развитие системы планируется в ближайшее время?

- На момент внедрения прошла стандартизация всех процессов, связанных с ремонтом и техобслуживанием оборудования. Система позволяет выстроить процессы управления ремонтами по всей вертикали МРСК (филиал - ПО - РЭС) по единым правилам, с единой формой и системой отчётов. Наличие информации об оборудовании в информационной системе даёт возможность отслеживать его параметры на всех уровнях управления и в ближайшее время система позволит отказаться от большого количества отчётов, связанных с ремонтной деятельностью, и позволит персоналу уделять больше внимания непосредственно оборудованию.

Развитие системы планируется в проекте внедрения системы управления производственными активами, в которой планирование ремонтов будет связано с оценкой состояния оборудования и оценкой рисков его отказа.


Ольга Абросимова, главный бухгалтер ОАО «МРСК Урала»Ольга Абросимова, главный бухгалтер ОАО «МРСК Урала»

- Зачем Вам необходима ТОРО? Какие цели и задачи ставились перед внедрением системы?

- Внедрение любой автоматизированной информационной системы - это в первую очередь культура производства и получение необходимой расширенной информации для принятия управленческих решений. Это возможность провести анализ и получить достоверную информацию о состоянии оборудования и необходимости проведения ремонтов. Поэтому перед началом внедрения ТОРО ставились ещё и задачи по унификации производственных и финансово-экономических процессов, связи бухгалтерского и технического учёта оборудования и ремонтов.

- Были ли достигнуты поставленные цели и задачи? Что получилось, а чего не удалось достичь при реализации проекта?

- За весь проект сказать не могу, но по линии бухгалтерского учёта не всё выполнено, так как не до конца реализован функционал об отражении информации о проведённых капитальных ремонтах в карточках учёта основных средств. Но здесь есть вопросы не столько к реализации решений, сколько к методологии, в том числе и на законодательном уровне.

- Как внедрение ТОРО повлияло на существующие бизнес-процессы компании и какое развитие системы планируется в ближайшее время?

- ТОРО необходимо развивать и совершенствовать. Эта система должна стать дополнением для внедрения программ планирования всех видов хозяйственной деятельности и моделирования процессов, влияния ремонтов и технического обслуживания на результаты финансово-хозяйственной деятельности как отдельных ПО и филиалов, так и всей компании в целом.


Игорь Дмитриев, начальник Департамента эксплуатации, технического обслуживания и ремонтов ОАО «МРСК Урала»Игорь Дмитриев, начальник Департамента эксплуатации, технического обслуживания и ремонтов ОАО «МРСК Урала»

- Зачем Вам необходима ТОРО? Какие цели и задачи ставились перед системой перед её внедрением?

- Управление энергопредприятием в современных условиях невозможно без автоматизации процессов, без использования в работе электронных, хорошо структурированных баз данных. Техническое и ремонтное обслуживание - наиболее сложные, материалоёмкие и трудозатратные процессы в передаче электроэнергии. А своевременное обеспечение материально-техническими ресурсами ремонтов - значимая и значительно влияющая на эффективность ТОРО задача.

Поэтому основной целью на первый период внедрения ТОРО ставилось своевременное обеспечение материально-техническими ресурсами на основе автоматизации формирования производственных программ и программы закупок на базе модуля ТОРО SAP ERP.

- Были ли достигнуты поставленные цели и задачи? Что получилось, а чего не удалось достичь при реализации проекта?

- Цели и задачи первого этапа ещё не достигнуты. Процесс внедрения идёт. Удалось выполнить паспортизацию основного оборудования на основе единой НСИ, подготовить большую часть инструкций ТОРО - технологических карт, на основе которых и будет выполняться планирование производственных и закупочных программ.

- Имеются ли какие-то особенности у проекта в части подхода к реализации, связей бизнес-процессов и т.д.?

- Особенностей несколько: из многообразия функций модуля ТОРО SAP ERP для первого этапа выбраны соответствующие достижению цели - динамические параметры оборудования будут только отражаться в ТОРО, а накопление информации будет происходить в программе «Диагностика+», что позволит не изменять типовую структуру модуля ТОРО SAP ERP; использование информации, хранящейся и актуализируемой в ТОРО, будет возможно в других программах через шину обмена.

- Как внедрение ТОРО повлияло на существующие бизнес-процессы компании и какое развитие системы планируется в ближайшее время?

- Различные нюансы в бизнес-процессах, связанных с планированием производственных программ, в филиалах претерпевают изменения, становятся едиными для всех ПО ОАО «МРСК Урала». Планируется значительное сокращение отчётов, связанных с производственной деятельностью, изменение регламентов планирования производственных программ и отчётности по ним. Но, очевидно, результаты будут видны после внедрения ТОРО.

Журнал "Электроэнергия. Передача и распределение"
№3/2013

Наверх