Центр поддержки клиентов 8 800 2501 220 бесплатно по России

Олег Жданов: «Много разговоров, мало действий» (газета «Новый компаньон»)

23 апреля 2013

Директор филиала ОАО «МРСК Урала» - «Пермэнерго» рассказал о том, что надо сделать для ускорения и упрощения процедуры технологического присоединения к сетям.

- Олег Михайлович, власти Свердловской области озаботились разработкой закона, упрощающего процедуру технологического присоединения к электрическим сетям. В Пермском крае намечаются подобные инициативы?

- Мы работаем с коллегами в рамках одной компании - «МРСК Урала», поэтому подобные процессы запущены одновременно в Пермском крае, в Свердловской и Челябинской областях. Но, как в любом деле, у кого-то одно получается лучше и качественнее, у кого-то - другое. Результат зависит от разных факторов, в том числе, и позиции региональных властей.

Например, Челябинская область стала пионером в создании интерактивной карты, которая размещена на сайте «МРСК Урала». Она показывает открытые и закрытые центры питания. То есть, в каких из них есть свободные мощности, а где - нет.

В Пермском крае перечень открытых центров питания был опубликован еще в 2008 году на сайте Региональной энергетической комиссии (РЭК) одновременно с постановлением о введении тарифного меню. При этом присоединение к открытым центрам питания шло по льготным тарифам, поскольку необходимо было загружать свободные мощности. Была также дифференциация тарифа по территориям. Это стало нашим региональным вкладом в решение общей проблемы.

Сегодня Свердловская область анализирует наш опыт, в том числе, на предмет того, что можно сделать для сокращения процедуры присоединения.

- Насколько эта проблема остра для Прикамья?

- Тема обсуждается не первый год. Дело в том, что 70-80% времени, отведенного на технологическое присоединение, мы тратим на согласование земельных участков, прав смежных пользователей, в том числе, наших коллег - сетевиков. С коллегами в принципе договориться проще, поскольку изъясняемся на одном языке. А вот с субъектами, которые обладают правами собственности на земельные участки, разговор бывает часто абсолютно непродуктивным. Они категорично заявляют: «не пустим». И - точка.

- И что в такой ситуации делать?

- Это извечный русский вопрос. Есть и еще один - «кто виноват?». В каких-то случаях обходим проблемный земельный участок стороной. То есть, вместо того, чтобы пройти кратчайшим путем, идем в обход, тратя дополнительно время и ресурсы.

Ответ на второй вопрос однозначен: виной этому отсутствие культуры градостроительного планирования. Мы много лет обсуждали генплан Перми, действительно необходимый документ, концептуальный и правильный. Но когда собственно от формирования концепции спускаемся на ступень ниже, видим полный хаос.

- Можно привести конкретный пример?

- У нас есть письмо департамента градостроительства и архитектуры администрации Перми, которое было направлено всем инфраструктурным компаниям. В нем на четырех страницах описывается процедура оформления документов для строительства линейных объектов. Порядок требует наличия разработанной и утвержденной органом местного самоуправления документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания). Если они есть, то в них должны быть заложены коридоры под будущие сети. Если таковых нет (а именно так зачастую и бывает), «заинтересованное в ее подготовке лицо» должно осуществить подготовку такой документации за счет собственных средств.

У «Пермэнерго» только на территории Перми более или менее крупных объектов, нуждающихся в присоединении, порядка 150, а мелких еще 1-1,5 тыс. И при этом не только нам, но и газовикам, водоканалу, поставщикам тепла предлагается разрабатывать документацию на каждый объект самостоятельно, за свой счет.

В случае принятия положительного решения необходимо обратиться уже в департамент земельных отношений администрации Перми с заявлением о выборе участка (для этого нужно иметь постановление органа местного самоуправления, утверждающего документацию по планировке территории).

Но проект планировки территории может быть ограничен всего лишь двумя - четырьмя кварталами, а линия электропередачи может тянуться от одной точки до другой, к примеру, пять кварталов, поскольку подстанции располагаются на определенном расстоянии друг от друга. И если по факту складывается именно такая картина, проведение предварительного согласования места размещения объекта «будет невозможно».

И мы реально имеем массу официальных ответов: «не представляется возможным согласовать проведение линии». То есть, поиск компромиссных вариантов не идет, чиновникам проще дать отказ в категоричной форме.

- Допустим, что все эти препятствия успешно преодолены и согласования состоялись...

- Тогда в соответствии с процедурой Земельного кодекса требуется объявить, что земля сдается в аренду именно сетевой организации, без проведения торгов. Но не тут-то было. Этот вариант возможен только в случае, если на участок подана только одна заявка (при этом особо подчеркивается, что проведение работ по формированию земельных участков осуществляет сам заявитель).

То есть, фактически сетевая организация должна сформировать земельные участки, подготовить конкурсную документацию, выставить заявку на конкурс, объявить о том, что она на него претендует. Но если на этот участок появится вторая заявка, земля пойдет на торги, и кто будет их победителем - еще неизвестно.

- Предположим, случилось чудо, и сетевики наконец получили землю для прокладки коммуникаций...

- Теперь они могут начать проектирование. После того, как проектирование завершено, надо приложить к заявлению разрешение на начало строительства, положительное заключение экспертизы (стандартный срок получения этого документа - два месяца, если нет замечаний), согласие всех правообладателей объекта капитального строительства и дальше по списку требований на целую страницу убористого текста.

Более того, на период строительства мы должны будем взять в аренду земельный участок, согласовав документ со всеми землепользователями.

По самым скромным оценкам, все перечисленные выше мероприятия - года на два.

Между тем, в соответствии с Правилами технологического присоединения мы должны выполнять подключение малого бизнеса и физических лиц за полгода, а потребителей с заявленной мощностью свыше 100 кВА - за год. При этом согласно «дорожной карте» «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», утвержденной Правительством РФ, к 2015 году сроки присоединения должны быть сокращены до 45 дней.

- То есть, предполагается, что все перечисленные выше согласования будут проходить буквально за три дня?

- Иначе не останется времени для того, чтобы элементарно прокопать канаву, проложить кабели, смонтировать и опробовать оборудование.

Все, кто рассуждают о присоединении, очевидно, понимают эту процедуру чрезвычайно упрощенно: есть розетка, в которую нужно просто вставить вилку. Поэтому я так подробно говорю об особенностях действующего регламента.

- И это еще без учета проблем, связанных с особенностями градостроительного планирования?

- Это еще одна важная тема. Когда речь идет о застройке отдельных площадок, там все более или менее понятно, выделение земли можно согласовать. Но есть много объектов капитального строительства, например, в центре Перми, где все заасфальтировано, где с одной стороны магазин, с другой - детский сад, с третьей - частный офис.

Был случай, когда банк приобрел первый этаж многоквартирного дома, а в ТСЖ нам говорят: «мы этот банк здесь видеть не хотим и вас на раскопки не пустим». А УФАС заявляет: вы обязаны осуществить присоединение в установленные сроки.

В пригороде и муниципалитетах ситуация иная. Там проблема в отсутствии градостроительных планов, как таковых. Чья земля, где пройдет улица, где будет стоять дом, ничего не известно. Процент обеспеченности планами территориального развития на уровне поселений в Пермском крае в среднем составляет 44%, хотя срок их разработки был установлен до 1 января 2013 года. Теперь его в очередной раз продлили на год. Но у нас «часы тикают», нам нельзя ждать.

- Кто, в конечном счете, должен решить эти проблемы?

- Пермские строители и инфраструктурные предприятия пролоббировали определенные вещи через краевое Законодательное собрание. В региональном законе о градостроительной деятельности значится: если сам объект строительства имеет разрешение, то отдельных разрешений на строительство сетей, присоединяющих этот объект к коммуникациям, не требуется. Предполагается, что если орган власти выдал застройщику разрешение на строительство, то он учел наличие коммуникаций.

И теперь Свердловская область в этом с нас берет пример.

Но соседи идут дальше: все, что не относится к магистральным сетям, они предлагают строить по схеме без разрешения. Органы местного самоуправления, конечно, с этим не очень согласны, поскольку опасаются, что сетевики начнут копать, где попало.

- Вы видите какой-то реальный выход из ситуации?

- Нужно обсуждать варианты. Конечно, хотелось, чтобы все было по правилам. Чтобы были нормальные планировочные решения, правильные кварталы, выделенные места под коммуникации. Дело в другом: нет активного движения в этом направлении. Много разговоров, мало действий.

Мы подготовили проект положения о межведомственной комиссии по технологическому присоединению к электрическим сетям и приглашаем для работы в ней всех заинтересованных лиц. В том числе представителей регионального Министерства энергетики и ЖКХ, Региональной энергетической комиссии, Пермской торгово-промышленной палаты, Ассоциации «Пермские строители», регионального отделения «Опоры России». Давайте работать в формате диалога.

Газета "Новый компаньон"

Наверх